Что будет с рынком коммерческой недвижимости.
Кризис значимо отразился на рынке коммерческой недвижимости: количество сделок сократилось, а многие арендаторы просят скидки и арендные каникулы. При этом прогнозы указывают на рост дебиторской задолженности, простои и увеличение времени экспозиции помещений
Сегодня Россия переживает сложное время: с одной стороны обвал рубля, с другой — пандемия, охватившая весь мир. Практически все предприятия страны «от мала до велика», за исключением, пожалуй, медицины и интернет-торговли, столкнулись с финансовыми трудностями. Если экономика в условиях пандемии пробудет до июня-июля 2020 — падение доходности коммерческой недвижимости составит 30-50% в этом году, далее рецессия 1-2 года и затяжное восстановление.
Все мы знаем, что многие арендаторы получили право на отсрочку или уменьшение размера платы, если во время введенных ограничений использовать объекты было невозможно. Это приводит к снижению дохода собственника, и вообще ставит под угрозу арендный бизнес.
Госдума сейчас рассматривает закон, позволяющий арендатору расторгать договор в одностороннем порядке и без штрафных санкций в случае потери более 50 % выручки. Эта норма не поможет арендному бизнесу, а скорее усугубит ситуацию, так как арендодатели рискуют остаться ни с чем.
Сегодня арендодателям необходимо правильно выстраивать коммуникацию с арендаторами и, в случае необходимости, идти на компромисс.Чтобы правильно оценить размер оказываемой арендаторам уступки, арендодатели должны понимать, с чем они выходят из изоляции, какие убытки понесут и сколько нужно времени, чтобы вернуть былую деловую активность, и в принципе будет ли такая возможность.
Чтобы не лишиться доходов, собственнику коммерческих помещений необходимо внимательно следить за ситуацией на рынке, постоянно контактировать с арендаторами, анализировать конкурентное окружение объекта и состояние рынка в целом.
Арендодателю и арендатору лучше переживать экономические тяготы вместе, рука об руку. Отраслей, которые не пострадают от пандемии нет. Те отрасли, которые в период вируса испытывают серьезный рост, например бизнес по пошиву масок и других средств защиты или фармацевтика, уже через 1-2 месяца будут резко падать. Магазины, салоны красоты и общепит пока не могут работать в полную силу, а об открытии тех же кинотеатров и детских центров пока даже и речи не идёт. Тем не менее из любой ситуации есть выход!
Кризис — это проверка на прочность, отличное время, чтобы меняться и оценить свои возможности для преодоления финансовых трудностей. Арендатору и арендодателю необходимо сесть за стол переговоров и обсудить текущие проблемы.
К сожалению, в России арендодатели не числятся в списке пострадавших отраслей бизнеса, хотя сдача помещения в аренду для них единственный источник дохода. Власти не оказывают им поддержку. ГосДума продумала ряд льгот для арендаторов, но почему-то обошла стороной арендодателей.